Толстой Л. - Война и мир - (фрагменты), (исп.: Дмитрий Журавлёв), (Зап.: 1978г.)

 
Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи «Мелодия» - Фрагменты из романа Льва Толстого «Война и мир» -
- (1) - Отъезд Ростовых из Москвы
- (2) - Встреча Наташи и раненого князя Андрея в Мытищах
________________________

«Война и мир» - Роман-эпопея / Первые две части первого тома опубликованы под названием «Тысяча восемьсот пятый год» в журнале «Русский вестник» (1865-1866). Полностью роман вышел в 1868-1869 гг. в 6-ти томах.
___________________________

Дмитрий Николаевич Журавлёв (11 (24) октября 1900г., с. Алексеевка, Змиевской уезд, Харьковская губ. - 01.07.1991г., г. Москва) - советский российский актёр, артист эстрады, мастер художественного слова (чтец), режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1979). Лауреат Сталинской премии II степени (1949).

Звукорежиссёр - Н. Чибисова.
Редактор - Е. Лозинская.

Иллюстрации:
Д,Журавлёв
Л.Толстой

P. S.:

В звучащей антологии русской классической прозы, созданной Дмитрием Николаевичем Журавлёвым, произведений Льва Толстого составляют ярчайшие страницы. Лев Толстой проходит через всю творческую биографию артиста. Первая композиция - «Петя Ростов» по роману «Война и мир») - была прочитана им с эстрады в 1935 году. И по сегодняшний день, произведения великого писателя входят в программы Д. Журавлева. Более полувека работы над Толстым, изучение его, погружение в мир его мыслей, погружение полное и вдохновенное, столь свойственное творчеству замечательного артиста !.. То, как выстраивает Д. Журавлёв свои программы, какие фрагменты выбирает, - подлинное искусство. Дня него, страстно любящего «великое чудо литературы», важно прежде всего донести образный строй писателя, раскрыть его неповторимый мир. Поэтому работа над произведениями Толстого всякий раз ставила перед артистом, как ему казалось, задачу особой, почти непреодолимой сложности. Вся фрагменты, на которые сосредотачивает Д. Журавлёв своё внимание, раскрывают характеры Толстого объёмно, в разных жизненных поворотах, отражают самоё зерно философских рассуждений писателя, его морально-этических обобщений, духовных поисков. Так во фрагменте «Петя Ростов» основной для Журавлева стала мысль об исцеляющей, всепобеждающей силе любви. Следующим после «Пети Ростова» в работе над прозой писателя был отрывок «Наполеон и Кутузов на Бородинском поле». Исполнять его Д. Журавлёв начал в первые месяцы Великой Отечественной войны. Читать Толстого в эти грозные и тревожные для России годы, было его неодолимой душевной потребностью, которая нашла живейший отклик в сердцах слушателей. «В эти дни, - вспоминает артист, - голос Толстого был необычайно современен. Возникало впечатление, что он присутствует среди нас». Почти вековая давность написанного не ощущалась, столь современна была убеждённость Толстого в непобедимости русского воина, вера в силу духа народа. Эта современность Толстого, необходимость его могучего слова для слушателя (и в те годы особенно) привела Журавлёва к новой работе - «Андрей Болконский». В программе три отделения: «Князь Андрей на Аустерлицком поле», «Роды и смерть маленькой княгини» и «Поездка Болконского в Отрадное». Почему артист выбрал именно эти фрагменты романа ? «Словами Толстого, - пишет он, - мне хотелось сказать, что, несмотря на трагические события, которыми были полны дни Великой Отечественной войны, несмотря на страшные крушения и катастрофы в судьбах людей, извечная сила жизни, беспрерывное её обновление таковы, что они все побеждают. Жизнь не прекращается и возвращает людям веру в возможность возрождения». Премьера программы «Андрей Болконский» состоялась зимой 1943 года в Москве. «Шла война, - вспоминает артист. - Было много горя. Москва была затемнена, но, может быть, никогда люди не тянулись так к искусству, к его спасающей силе. И Толстой переплавлялся в них в свое, выстраданное, во что-то очень важное и нужное в это суровое время». Однажды в 1943-м после концерта к артисту подошел на улице незнакомый человек и сказал: «Товарищ Журавлёв ! У меня в Ленинграде погибла в блокаду вся семья. Вот уже год я не сплю. Вчера, после вашего концерта я тоже не спал, но в первый раз я думал о том. что как исчезли корявые болячки и раны у старого толстовского дуба, а на их месте выросли новые, зеленые листья, так и ко мне, может быть, ещё вернется жизнь». Программа «Андрей Болконский» читалась много раз а годы войны и в Москве, и в разных городах Союза. Читалась много лет спустя, читается и сейчас. И каждый раз слушатели испытывают огромное чувство благодарности к мастеру, открывшему для них вновь мудрость и свет великого писателя. К 150-летию со дня рождения Льва Толстого артист исполняет новые фрагменты из «Войны и мира» - «Отъезд Ростовых из Москвы», «Встреча Наташи и раненого князя Андрея в Мытищах». Журавлев продолжает сюжетную линию любимых героев, глубоко и бережно проникая в их сложный духовный мир, и эти эпизоды, как всегда в звучащем слове мастера, обретают для нас новую жизнь. Д. Н. Журавлёв - художник, безгранично верящий в очистительную силу литературы, в её неисчерпаемые глубины, в её необходимость для людей, безгранично, непоколебимо верит он и в то, что единственное средство воздействия артиста-чтеца - слово, насыщенное мыслью и образами. Являясь своеобразным художником-исследователем, он выносит увиденное и понятое им в произведении своим слушателям, каждый раз творя перед ними заново сотворенный писателем мир, приобщая слушателей ко всё новым глубинам мысли, тайнам психологии... Наполнив текст Толстого своим воображением, претворив его в произведение литературы звучащей, артист создавал и создаёт программы огромной силы, потрясающие не только рядовых слушателей, но и таких искушенных, каким был, например, замечательный артист Владимир Яхонтов. В своей книге «Театр одного актера» (утверждая силу искусства «зримого слова», основанного на полном уважении и доверии к литературе) Яхонтов писал о Журавлеве: «Дуб и лес вокруг дуба, как описывает Толстой в «Войне и мире», может исполнить только мастер художественного слова... И неба такого, как у Толстого, неба, когда Болконский падает раненый, - такого неба в театра мы не увидим. Оно возможно только в описании Толстого, значит, только в искусстве художественного чтения воплотимо». Поэтому и считал Яхонтов эти страницы в исполнении Д. Журавлёва «драгоценнейшим изделием» искусства звучащего слова. - О.М. Итина -