Тренёв К. - Любовь Яровая - (исп.: Ю.Левитан, М.Царёв, В.Пашенная, Е.Гоголева, В.Савельев, Е.Турчанинова, В.Владиславский, Н.Светловидов, и др.), (Зап.: 1950г.)

 
Радиокомпозиция спектакля Государственного академического Малого театра Союза ССР по одноимённой пьесе советского драматурга Константина Тренёва.

Любовь Яровая - Пьеса, 1926 год

Гражданская война 1918-1920-х гг. в России. Большевистское подполье действует на подконтрольной белогвардейским войскам территории. В это тревожное время напряжённых боёв муж и жена Яровые потеряли друг друга и в итоге оказались но разным сторонам революционной баррикады. В памяти Любови Яровой её муж - Михаил остался человеком высокой чести и революционных убеждений. Она принимает идеологию рабочего класса и выступает на стороне большевиков. Во время захвата города белыми Любовь Яровая случайно встречает мужа. Но после короткой радости встречи с ним она осознает, что Михаил Яровой связал свою судьбу с белогвардейцами, стал врагом революции. В душе женщины-революционерки возникает трагический конфликт между чувством любви к мужу и чувством долга перед товарищами по революционной борьбе.

Константин Андреевич Тренёв (21 мая [2 июня] 1876г., хутор Ромашово, Харьковская губ. - 19 мая 1945г., г. Москва) - советский прозаик и драматург. Создатель первого в драматургии образа В. И. Ленина (1937). Лауреат Сталинской премии I степени (1941). Родился в семье бывшего крепостного крестьянина. Начальное образование получил в земской школе. В 1890-1893 гг. учился в Донском окружном училище в станице Каменская (ныне город Каменск-Шахтинский), а по его окончании - в земледельческом училище под Харьковом. Окончил Донскую духовную семинарию в Новочеркасске (1896-1899), а потом - духовную академию в Петербурге. В 1901-1903 гг. учился в Петербургском археологическом институте. Работал учителем. Первое произведение (очерк «На ярмарку») было опубликовано в 1898 году в газете «Донская речь». В 1903 начал публиковаться в столичной прессе. В 1909-1931 гг. жил в Симферополе. Первая книга рассказов журналиста Тренёва опубликована в Москве в 1915 году. После установления советской власти Тренёв работал в Крымском отделе народного образования, руководил редакционно-издательской частью Крымиздата. В 1926 году во многих театрах СССР состоялась премьера самой известной пьесы Тренёва «Любовь Яровая», которая сразу обрела популярность и впоследствии ставилась много раз. С 1931 года Тренёв жил в Москве. В годы Великой Отечественной войны вместе с другими писателями выехал в эвакуацию в Татарстан, где проживал в Чистополе. Вошёл в «совет эвакуированных», занимавшийся неотложными нуждами писательской колонии, размещением эвакуированных в домах местных жителей, организацией столовой для одиноких литераторов, открытием детского сада. Мария Белкина в книге "Скрещение судеб", посвящённой последним годам жизни Марины Цветаевой, пишет, что именно под давлением Тренёва Цветаевой за пять дней до её самоубийства было отказано в праве жить у знакомых в Чистополе, где ей обещали помочь найти работу. Как отмечал Тренёв, работал он очень медленно, только для сбора исторического материала для нового литературного произведения у него уходил год. 10 мая 1945 года в «Литературной газете» была опубликована последняя статья Тренёва «Непобедимая мощь».
_________________________

Действующие лица и исполнители:
Пояснительный текст - Юрий Б. Левитан;
Михаил Яровой, поручик - Михаил И. Царёв;
Любовь Яровая, его жена - Вера Н. Пашенная;
Панова, машинистка - Елена Н. Гоголева;
Горностаев, профессор - Владимир Д. Савельев;
Елена Ивановна Горностаева, его жена - Евдокия Д. Турчанинова;
Малинин, белогвардейский полковник - Владимир А. Владиславский;
Швандя, матрос - Николай А. Светловидов;
Грозной, адьютант штаба - Александр И. Истомин;
Кошкин, комиссар - Николай А. Анненков;
Колосов, монтёр - Николай И. Рыжов;
Марья, крестьянка - Варвара Н. Рыжова;
Семён, её сын, солдат - Анатолий И. Ржанов;
Пикалов, солдат - Александр И. Сашин-Никольский;
Елисатов - Константин А. Зубов;
Закатов, протоиерей - Александр П. Грузинский;
Чир, курьер - Иван Ф. Скуратов;
Мазухин, член Ревкома - Олег С. Федоровский;
Хрущ, член Ревкома - Николай А. Сивов;
Шелест - Алексей И. Шереметьев;
Батьков - Владимир И. Головин;
Дунька, спекулянтка - Мария С. Дымова;
караульный - Иван И. Лагутин.

Режиссёр (театр) - Лев М. Прозоровский, Иван С. Платон.
Режиссёр (радио) - Виктор С. Турбин.
Музыкальное оформление - Павел А. Ипполитов.

Иллюстрации:
К.Тренёв