Тарковский Арсений - Стихи (чит. автор)

 
АРСЕНИЙ ТАРКОВСКИЙ

СТИХОТВОРЕНИЯ

СЛОВАРЬ.
ЗЕМНОЕ.
ДЕРЕВО ЖАННЫ
ПОСРЕДИНЕ МИРА
МАЛЮТКА ЖИЗНЬ
ГДЕ ЧЕРНЫЙ ВЕТЕР, КАК НАЛЕТЧИК
НА КАЖДЫЙ ЗВУК ЕСТЬ ЭХО НА ЗЕМЛЕ
ГДЕ ВЬЮГУ НА ЛАТЫНЬ
ТОГДА ЕЩЕ НЕ ВОЕВАЛИ С ГЕРМАНИЕЙ ГРЕЧЕСКАЯ КОФЕЙНЯ
СТЕПЬ.
ВЕРБЛЮД
ПОЗДНЯЯ ЗРЕЛОСТЬ
ИВАНОВА ИВА.
ЗУММЕР
Я В ДЕТСТВЕ ЗАБОЛЕЛ
ВОТ И ЛЕТО ПРОШЛО
ШИПОВНИК.
ДОМ НАПРОТИВ
ЖИЗНЬ, ЖИЗНЬ
ПЕРВЫЕ СВИДАНИЯ
КАК СОРОК ЛЕТ ТОМУ НАЗАД
ХВАЛА ИЗМЕРЯВШИМ ВЫСОТЫ

Читает автор

Первая книга Арсения Александровича Тарков¬ского «Перед снегом» вышла в 1962 году. Вслед за нею — «Земле — земное» (1966 г.) и сборник избранных стихотворений «Вестники (1969 г.). Поэт, творивший четыре десятилетия] стал известным читателю лишь недавно. Но эта известность — прочная и безусловная. Буквально в несколько лет перед нами возник и утвердился целый поэтический мир. А. Тарковским родился 12 (25) июня 1907 года в Елисаветграде (теперь Кировоград). В 1925— 1929 годах он учился на Высших государственных литературных курсах; до 1941 года работал в газетах и на радио, в 1941—1943 годах — в армейской газете «Боевая тревога». С 1932 года занимается переводами. Тарковский перевел десятки тысяч стихотворных строк с языков братских на¬родов Советского Союзе и народов Востока. Он один из крупнейших мастеров поэтического перевода. И все же главным в его творчестве осталась собственная поэзия. «Оригинальные стихи — праздник поэта. Автор оригинального произведения живет своими идеями, своим отношением к внешней среде. По условиям задачи переводчик дышит чужим воздухом», — писал Тарковский. Как видим, праздник поэта в том, что он целиком принадлежит тебе, если ты поэт подлинный; достигнут и оплачен собственной твоей жизнью. К поэзии ведет трудный путь. Для нее необходимы самоотречение и самоотдача, но такие, чтобы в них и твой личный удел был полон и целостен. Только тогда труд стихотворчества приносит радость. Эта напряженность духовной, творческой, словесной энергии скрепляет поэзию Тарковского. Стихи его будто вырастают друг из друга, берут начало в личной жизни поэта и продолжаются в жизни общей. Конкретные, земные, корневые связи ого поэзии — это непременно связи с большим миром.
Поэзия Тарковского, наследующая многообразные традиции классической и новейшей поэзии, не замкнута в профессиональных интересах. Она не¬изменно устремлена вглубь — и истокам слова и ввысь — и вершинам духовной культуры. Поэзия Тарковского философична. В ней отчетлив торжественный одический пафос.

Я ветвь меньшая от ствола России,
Я плоть ее, и до листвы моей
Доходят жилы влажные, стальные,
Льняные, кровяные, костяные.
Прямые продолжения корней.
Я призван к жизни кровью всех рождений
И всех смертей, я жил во времена,
Когда народа безымянный гений
Немую плоть предметов и явлений
Одушевлял, даруя имена.

Однако в этой философичности и обобщенности нет умозрительной заданности. В них сосредоточен весь опыт душевной жизни поэта, его творческая судьба, труд, мысль, вера. Все это предельно личное ощущение и понимание бытия общего. Итог человеческой жизни поэта, вопло¬щенный в высоком слове. Сердечный опыт, дающий его искусству нравственную идею.
Вслед за Мариной Цветаевой Тарковский называет поэтов «мастерами жизни»: «Поэт и поэзия создают друг друга, и в этот сплав входят и судьбы их, и каждое их дыхание, и гибель, предваряющая бессмертие... они и впрямь мастера жиз¬ни... Они слагали стихи так, чтобы для каждого часа их жизни нашлось место а памяти народа, что¬бы словарь поэта без затруднений мог возвратиться на родину — в словарь своего народа».
Стихотворения Тарковского нелегки для исполнения. В них нет эффектных эстрадных сюжетов. Они — из тех, в которые надо по многу раз вчитываться и вслушиваться, чтобы дойти до сердцевины потаенного смысла. В таких случаях особен¬но хочется услышать голос автора. Он помогает понять и почувствовать то, что не всегда видно скользящему по строке взору.
А. Урбан