Андровская Ольга - Творческий портрет

 
Код для вставки на сайт или в блог (HTML)
АНДРОВСКАЯ
(Шульц) Ольга Николаевна

31.07.1898 - 31.03.1975

Народная артистка СССР (1948).
Лауреат Государственной премии СССР (1952, за театральную работу).
Один из пассажирских лайнеров Дальневосточного морского пароходства носит имя Ольги Андровской (порт приписки г. Владивосток).

Театр

Тетя Алексея Баталова. Родилась в Москве в семье адвоката. Будучи студенткой Высших юридических курсов, участвовала в любительских спектаклях.

Профессиональную сценическую деятельность начала в 1918 в театре Корша в Москве под руководством Н. М. Радина; одновременно была участницей Студии им. Шаляпина. В 1919 поступила во 2-ю студию МХТ; первая большая роль - Исабель ("Дама-невидимка" П. Кальдерона, 1924). В спектаклях МХАТ участвовала с 1919, в 1924 со 2-й студией вошла в его труппу.

Андровская - актриса преимущественно комедийная, обладавшая исключительным обаянием, отточенной сценической техникой, изяществом, лукавым юмором. Первым большим творческим достижением Андровской была роль Сюзанны ("Безумный день, или Женитьба Фигаро" П. Бомарше, 1927). Задорная, умная и проницательная Сюзанна в исполнении Андровской была истинной подругой Фигаро.

Эта роль навсегда внесла ее имя в историю театра. Знаменитый спектакль Станиславского, сверкавший яркими красками стилизованных головинских декораций и костюмов, социально насыщенный, динамичный, поставленный на грани карнавального представления, был сыгран Баталовым, Шевченко, Степановой, Ливановым, Завадским, Прудкиным, Комиссаровым с редким озорством и актерским блеском. Но царила в нем Андровская, игравшая Сюзанну. Актриса безукоризненно выполняла задачи, поставленные Станиславским. Она знала, что он любил "легкую, летящую борьбу словом", и добивалась этой легкости диалога со свойственными ей изяществом и непринужденностью.

В спектаклях "Горе от ума" А. С. Грибоедова (1925, 1938) и "Гроза" А. Н. Островского (1934) актриса дала новую интерпретацию образов Лизы и Варвары, соединив в своем исполнении национальную бытовую характерность с легкостью и изяществом сценического рисунка.

Одной из самых популярных ролей Андровской была леди Тизл в "Школе злословия" Р. Б. Шеридана (1940, в 1952 была запечатлена в фильме-спектакле). Среди лучших ролей Андровской также Смельская ("Таланты и поклонники", 1933) и Лебедкина ("Поздняя любовь" Островского, 1949), миссис Чивли ("Идеальный муж" О. Уайльда, 1945), Вера Филипповна ("Дачники" М. Горького, 1953), Роз Григс ("Осенний сад" Л. Хелман, 1956).
Последняя роль Андровской в спектакле "Соло для часов с боем" О. Заградника (1973, Государственная премия РСФСР, 1974) стала гимном не только мастерству, но и мужеству актрисы (на последние спектакли ее привозили из больничной палаты). В ее не поддающейся возрасту пани Конти узнавались обворожительные молодые героини Андровской; игра актрисы была пронизана печалью расставания и мудрости.

Ее искусство было слишком одухотворенно, чтобы уместиться в рамках комедии или драмы. Все, что делала Андровская на сцене в ее лучших ролях, несло людям радость. Искрящийся смех Андровской сопровождал всю ее довольно драматичную жизнь, помогая выстоять и выдержать все, что выпадало на ее долю, потому что любимый Художественный театр был ее единственной, хотя и ненадежной, защитой.

Личная жизнь

Однако за свою долгую жизнь во МХАТе Андровская сыграла немного ролей. С годами играла все меньше. Имя было знаменито, но мало кто заботился о ее судьбе.

Своего любимого мужа, замечательного артиста МХАТа Николая Баталова, она потеряла очень рано: он умер в 1937 году в возрасте 38 лет. Личная жизнь потом так и не сложилась.

Радостью была дочь. Светлана Баталова - человек на редкость скромный, воспитанный и деликатный. Светлана Баталова была актрисой МХАТа, играла небольшие роли и сегодня чем-то неуловимо напоминает свою знаменитую мать.

"Жить мне грустно, а играть весело", - надписала Андровская фотографию, подаренную В.Я. Виленкину.

В жизни она была печальна и не из тех, кто побеждает в схватках, а театр - это место не для слабых людей.

Ее искусство отличали темперамент и блеск. А встречая ее на улице, можно было подумать, что Ольге Николаевне больше всего на свете нужен покой. Можно удивиться, что она со своим характером оказалась в ряду самых первых актрис страны.

Ольга Николаевна вела педагогическую работу в Оперно-драматической студии им. Станиславского и в ГИТИСе (с 1963 - профессор).

Кино

В кино она снималась мало, но всегда блестяще. Она снялась всего в нескольких фильмах, но во всех запомнилась своей яркой театральностью, острой характерностью и тонкой иронией. До сих пор показывают по телевидению фильм "Медведь" с Андровской и Жаровым, и смотреть его можно бесконечно.

В 1939 году она снялась в "Человеке в футляре" у того же Анненского, который увлекался экранизацией чеховских рассказов и одноактных пьес, а в годы войны - в "Юбилее". Имя ее стало известно всей стране.

Но с годами ликующие ноты ее голоса тускнели. Неудачно была сыграна Анна Андреевна в "Ревизоре", может быть, объяснение следует искать в режиссуре. Спектакль получился громоздким, хотя в нем были заняты мастера, и молодой Вячеслав Невинный остроумно и смешно играл Хлестакова.

Умерла Андровская в 31 марта 1975 года.

Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис2000);
Виталий Вульф, "Театральный дождь", серия "Мир искусств" No.4, 1998.