Метнер Николай. Концерт-очерк - (вед.: Аркадий Песелев), (часть 1-я из 2-х), (Зап.: 1971г.)

 
Аркадий Михайлович Песелев (24.02.1926г. - 23.03.2002г., г. Москва) - советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1980). Актёр Московского театра на Малой Бронной. Муж народной артистки РСФСР Людмилы П. Богдановой.
____________________

Николай Карлович Ме́тнер (24 декабря 1879г. [5 января 1880г.], г. Москва - 13 ноября 1951г., г. Лондон) - русский композитор и пианист. Предки Метнера имели скандинавское происхождение (отец - датское, мать - шведско-немецкое), но ко времени его рождения семья уже на протяжении многих лет жила в России; в частности, по одной из линий его прадедом и прабабкой были Фридрих Альберт (Фёдор Фёдорович) Гебхард и его жена Мария Хедвиг Гебхард, оперные певцы, дебютировавшие на московской и петербургской сцене в первые годы XIX века. Первые уроки игры на фортепиано Николай Метнер получил в возрасте 6-ти лет от матери, затем учился у своего дяди, Фёдора Гедике (отца Александра Гедике). В 1892 году Николай Метнер поступил в Московскую консерваторию и в 1900 году окончил её с большой золотой медалью. Композицией Метнер занимался самостоятельно, хотя в студенческие годы брал уроки теории у Николая Кашкина и гармонии - у Антона Аренского. Вскоре после окончания консерватории Метнер принял участие в конкурсе пианистов имени Рубинштейна, на котором заслужил почётный отзыв от влиятельного жюри, однако, по совету Сергея Танеева и своего старшего брата Эмилия вместо концертной карьеры серьёзно занялся композицией, выступая лишь изредка, и в основном с собственными сочинениями. В 1903 году некоторые из произведений Метнера появились в печати. Соната f-moll привлекла внимание известного польского пианиста Иосифа Гофмана, своё внимание на музыку молодого композитора обратил Сергей Рахманинов (ставший в более поздние годы одним из ближайших друзей Метнера). В 1921 году Метнер вместе с женой эмигрировал в Германию, где, однако, интерес к его музыке был ничтожно мал, а концертных предложений почти не поступало. Финансовую помощь Метнеру оказал Рахманинов, организовавший концертный тур пианиста по США в 1924-1925 годах. Вернувшись в Европу, Метнер осел в Париже, но там, как и в Германии, его сочинения не пользовались большим успехом. Круг друзей Метнера в это время был небольшим и состоял в основном из русских эмигрантов. Среди немногих современных ему музыкантов во Франции, почитавших его творчество, был Марсель Дюпре. В октябре 1935 композитор с женой окончательно обосновался в Лондоне. Успех его концертов, частное преподавание и контракт с немецким издательством обеспечивали ему достойное существование вплоть до начала Второй мировой войны, когда Метнеры вынуждены были переехать в Уорикшир, где их приняла семья пианистки Эдны Айлс. В 1942 году у Метнера случился инфаркт, но уже в феврале 1944 он смог исполнить в Королевском Альберт-холле своё новое сочинение - Третий концерт. Последние годы жизни Метнера, несмотря на его болезнь, были насыщены событиями. В 1946 году индийский махараджа выделил сумму на основание Метнеровского общества, что позволило пианисту в течение ближайших лет сделать записи практически всех своих крупнейших сочинений. Эти записи составляют часть золотого фонда мировой музыкальной культуры и дают наглядное представление о мастерстве музыканта.

Иллюстрации:
А.Песелев
Н.Метнер