Толстой Л. - Хаджи-Мурат - (исп.: Анатолий Ржанов, Александр Остужев), (Зап.: 1938г.)

 
Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи «Мелодия» - Композиция по одноимённой повести русского писателя Льва Толстого.

«Хаджи-Мурат» - Повесть, 1912 год. (годы написания: конец 1890-х - начало 1900-х)

История об одном из героев Кавказской войны середины XIX века Хаджи-Мурате. Ранее сражавшийся против русских, Хаджи-Мурат вступает в конфликт с Имамом Шамилем и переходит на сторону русских, но ему не доверяют и держат в качестве почётного, но пленника.

Хаджи-Мурат Аварский (авар.: ХӀажимурад Хунзахъаса) (около 1818г. - 05.05.1852г.) - аварский вождь и военачальник, наиб и мудир имама Шамиля и его «правая рука» в Дагестане. Уроженец Хунзаха (Дагестан), молочный брат аварских ханов.
________________________

Анатолий Иванович Ржанов (29.12.1894г., г. Москва - 16.08.1953г., г. Москва) - русский и советский актёр. Заслуженный артист РСФСР (1949). После окончания театральной школы при Малом театра в 1926 году зачислен в труппу Малого театра (выступать на сцене Малого театра начал ещё в 1924 году). Долгое время служил заведующим репертуарной конторой Малого театра.

Александр Алексеевич Остужев (наст. фамилия - Пожаров) (16 [28] апреля 1874г., г. Воронеж - 1 марта 1953г., г. Москва) - российский и советский актёр. Народный артист СССР (1937). Лауреат Сталинской премии l степени (1943). Кавалер двух орденов Ленина (1937, 1949).

Звукорежиссёр-реставратор - Т. Страканова.
Редактор - Н. Кислова.

Иллюстрации:
Л.Толстой
А.Ржанов
А.Остужев

P. S.:

Великий автор, великий артист - великая удача. К сожалению, так бывает не всегда. История театра знает немало случаев, когда встреча большого артиста с большой литературой оказывалась незаметным эпизодом, а то и просто провалом. Первая и единственная встреча Александра Александровича Остужева с драматургией Льва Толстого на сцене Малого театре была поздней и странной. Можно сказать, что эта встреча не состоялась. В 1932 году пятидесятивосьмилетний артист, многократно и триумфально утвердивший себя в амплуа трагедийно-романтического героя, был назначен на превосходно написанную, но чуждую его индивидуальности роль Симпатичного юного обормота Вово в комедии «Плоды просвещения». Впоследствии Остужев признавался, что эту роль он не любил. Неудивительно. Десять лет спустя, уже в самом конце своего творческого пути, Остужеву довелось сыграть еще одну толстовскую роль - ведущего в спектакле «Отечественная война 1812 года» по роману «Война и мир». Бесспорно, присутствие такого ведущего придавало всему спектаклю, недолговечному и не ставшему этапным, особое, патетическое звучание. И все же видевшие Остужева впервые в этой последней в его жизни новой роли могли, вероятно, только догадываться, на что способен такой могучий талант. На этом диске представлено изумительное по силе и глубине постижение единственного в своем роде героя толстовской прозы. Это сравнительно небольшая, почти случайная работа Остужева вне театра предельностью отдачи и органического слияния с образом сродни таким его сценическим созданиям, как «ибсеновский Освальд, Карл Моор, пушкинский Барон, Отелло, Уриэль Акоста - этим вершинам творчества одного из немногих великих трагиков двадцатого столетия. «...Я нашел в Воронеже сокровище, в которое я верю, как в крупную будущую силу, и смело первый раз беру на себя ответственность за всю его жизнь...» Так в 1895 году писал своему другу в Петербург Александр Иванович Южин (Сумбатоа), виднейший артист Малого театра, драматург, театральный деятель. «Сокровищем» он назвал молодого актёра - любителя Александра Пожарова, случайно оказавшегося его партнером по гастрольному спектаклю. Через три года, окончив Императорское театральное училище, Пожаров дебютировал на сцене Малого театра. Почти сразу же в его репертуаре появились первые, пока ещё небольшие, шекспировские роли. В свой третий сезон «на Малой сцене», как называли тогда Малый театр. Пожаров, уже ставший Остужевым, впечатляюще, хотя и спорно, сыграл Ромео. Разные причины и обстоятельства заставляют артиста, писателя или политического деятеля обзавестись псевдонимом. Свою театральную фамилию молодой, многообещающий актер, точнее - ещё студиец, нашел в пьесе Южина «Джентльмен», шедшей тогда в Малом театре. Позднее Остужев рассказывал, что Александр Павлович Ленский, замечательный артист, режиссер и педагог, сказал ему однажды: «Будут тебя вызывать: Пожаров! Пожаров ! Тут часть публики и подумает, что пожар начался». Новая фамилия было, конечно, эффектнее и внушительнее, чем настоящая, хотя, по остроумному замечанию исследователя творчества Остужева Ю. А. Айхенвальда, «на своего тезку, героя сумбатовской пьесы, он был похож не более, чем язычок пламени на кусочек льда». Рано определилось своеобразие творческого склада Остужева: предельная искренность, страстность, доходящая до самозабвения склонность к воплощению сильных чувств, крайних проявлений человеческой натуры. Его нередко бранили за актёрские преувеличения, а были это ростки артистического величия. Но одновременно с признанием подкралась беда. Остужеву не было ещё 30-ти лет, когда он начал терять слух. К сорока годам он уже почти не слышал партнёров и самого себя. Несчастье сделало Остужева человеком пожизненного подвига. Он был вынужден заучивать наизусть целиком каждую пьесу, в исполнении которой участвовал. Работая над ролью, он создавал свой спектакль и осуществлял его потом на сцене, заражая партнёров, а режиссёра заставлял порой отступить. «Трагедия трагика» - такую запись в своём дневнике сделал, оглядываясь на пройденный путь, другой великий русский трагик Л.М. Леонидов. К Остужеву эти слова, казалось бы, применимы в еще большей степени. Однако сам артист, по-видимому, думал и чувствовал иначе. И.Л. Андроников, вспоминая одну из своих бесед с Остужевым в последние годы его жизни, приводит его слова: «Я прожил счастливую жизнь, дорогой !». Документальность и легендарность, почти протокольная точность описаний и безмерного накала драматизма - все это гармонически сочетается в повести Л. Н. Толстого «Хаджи-Мурат». В 1938 году Остужев был приглашён на радио для участия в записи на тонфильм композиции по этой повести. В то время один из главных его шедевров - Отелло - уже был создан и продолжал свою жизнь на сцене, а работа над другим - Уриэлем Акостой - вскоре должна была начаться. Теперь уже не представляется возможным узнать, кому принадлежит идея этой записи, но несомненно, что предложить Остужеву «Хаджи-Мурата» мог только человек, обладавший незаурядным режиссёрским чутьем. Роль чтеца - рассказчика была поручена артисту Малого театра Анатолию Ивановичу Ржанову. Это был добротный колоритный бытовой актёр густого, мрачноватого рисунка. Ему особенно удавались такие выигрышные роли русского репертуара, как Ляпкин-Тяпкин, Скалозуб, Бессудный из пьесы Островского «На бойком месте». Веско, гибко и прочувствованно звучит у Ржанова авторское слово в композиции по толстовской повести. Но вот вступает Остужев - взволнованно, звонко, самородно восточно !.. Недаром его манеру говорить называли экзотической. И как же непохоже то, что мы слышим, на простое повествование ! Всё, что угодно, только не проза. Поэма, восточное сказание, песня ашуга, молниеносно развивающаяся драма !.. Как бы вступая в своеобразный творческий конфликт с автором, Остужев не воспроизводит, а, скорее, преодолевает повествование. Не воссоздание эпического целого с показом персонажей исподволь, вскользь, не театр одного актёра, а трагедия одного героя, все остальное - наэлектризованный, разреженный фон. Авторский текст звучит у Остужева стремительно, дробно, почти лихорадочно. Словно сам неуемный Хаджи-Мурат торопит обстоятельного рассказчика: «Все так, все правда, но скорее, скорее высказать и совершить неизбежное !». Замечательно, что участие Остужева в композиции кончается в самый миг последнего, смертельного падения Хаджи-Мурата. Обрывается жизнь героя и прерывается фраза; заканчивает её уже рассказчик - Ржанов. Эта разделенная между исполнителями фраза - сильнейшая режиссерская находка во всей композиции. Публикуемая запись увековечила редкий случай конгениальности исполнения классическому материалу. Искренность и одержимость постижения артистом сути образа порождают необыкновенную силу и стройность выражения. Великий автор, великий артист - великая удача ! - И. Колобродов -