Галич А. - За час до рассвета - (исп.: А.Лукьянов, В.Орлова, К.Лылов, Б.Толмазов, В.Бахарев, С.Борусевич, Е.Козырева, Л.Овчинникова, и др.), (Зап.: 1957г.)

 
Радиокомпозиция спектакля Московского академического театра им. Вл. Маяковского по пьесе советского драматурга Александра Галича - «Походный марш, или за час до рассвета» в постановке Владимира Дудина. Премьера спектакля состоялась на сцене театра в 1957 году. Радиокомпозиция подготовлена Всесоюзным радио СССР.

«Походный марш, или за час до рассвета» - Пьеса, (год написания: 1946) / В 1946 году пьеса была издана Главреперткомом на стеклографе для нужд театра, массовым тиражом издана с названием «Походный марш» в журнале «Театр», 1957, № 3. См. также различные варианты пьесы «Начало пути» (Ф. 656. Оп. 5. Ед. хр. 1797; Ф. 1038. Оп. 1. Ед. хр. 4135) и вариант под названием «Дорога» (Ф. 656. Оп. 5. Ед. хр. 1794) / Другие названия: Начало пути; Дорога / Пьеса (или «драматическая поэма в трёх действиях», как указано на её титульном листе) получила визу Главреперткома и принята А.Я. Таировым в Московский камерный театр. Однако постановка была запрещена, причиной стало письмо назначенного политкомиссаром в Камерный театр драматурга Всеволода Вишневского. Пьеса была поставлена в 1957 году. / Замысел пьесы был подсказан её автору статьёй Василия Гроссмана «Треблинкский ад», написанной им после того, как он в числе нескольких корреспондентов Гроссман посетил бывшие немецкие концлагеря смерти, и изданной в 1945 году отдельной брошюрой. Об этом Галич рассказал 8 июля 1957 года на встрече с коллективом московского рабочего самодеятельного театра Дворца культуры имени С.П. Горбунова, собравшимся делать спектакль по его пьесе: «Статья очень горячая, темпераментная, произведшая на меня очень сильное впечатление. И мне пришла мысль показать это в театре. Но как показать это в театре, как показать в театре уничтожение таким путем людей ? ... И тогда мне пришла в голову мысль - написать пьесу о том, как могли бы жить эти люди, то количество человеческих жертв, людей, биография которых загублена в этих лагерях в самых страшных муках. ... Если представить необъятное количество этих людей, то среди них были, хотя, может быть, и не все Пушкины, но могли быть люди - вершители больших дел и судеб, больших дел, которые не были сделаны».

...Они познакомились на дороге, в колонне пленных, среди женщин, стариков и детей, которых на рассвете должны расстрелять - молодой солдатик, загорелый паренёк и тоненькая кареглазая девушка... Работая над пьесой, автор решил использовать одновременно и стихотворную, и прозаическую форму: смерть людей, которых вели в немецкий концлагерь на уничтожение, написать прозой, а остальные эпизоды - когда главные герои мечтают о своём будущем, если они останутся в живых, - стихами.

Александр Аркадьевич Галич (наст. фамилия Ги́нзбург) (19 октября (по другим данным 20 октября) 1918г., г. Екатеринослав - 15 декабря 1977г., г. Париж) - русский поэт, сценарист, драматург, прозаик, автор и исполнитель собственных песен. «Галич» - литературный псевдоним, составленный из букв собственных фамилии («Г»), имени («Ал») и отчества («ич»).
____________________

Действующие лица и исполнители:
пояснительный текст - Александр П. Лукьянов;
Варя - Вера М. Орлова;
Илья - Константин В. Лылов;
Глеб - Борис Н. Толмазов;
Мальцев - Валериан И. Бахарев;
Сима - Светлана Э. Борусевич;
Таня - Евгения Н. Козырева;
Клава - Люсьена И. Овчинникова;
Фёдор - Борис А. Мельников;
Серёжа - Павел Б. Винник;
Бельчиков - Лев Н. Круглов;
Зайка - Эмма С. Сидорова;
Нина - Татьяна К. Бабанина;
девушка-шофёр - Нина М. Тер-Осипян;
немецкий офицер - Николай В. Прокофьев.

Постановка (театр) - Владимир Ф. Дудин.
Музыкальное оформление - Илья М. Меерович.
Художник (театр) - Константин Ф. Кулешов.
Оркестр п/у А. Егизарина.

Иллюстрации:
А.Галич