Концерт. Романсы, вальсы, мелодии 1930-1940-х гг. - (Зап. по трансляции - 1978г.)

 
Ансамбль электромузыкальных инструментов под управлением Вячеслава Мещерина - советский и российский музыкальный коллектив, с 1958 по 1990 год официально существовавший как радиоансамбль при Гостелерадио СССР (с 1975 года - коллектив Всесоюзного Радио и Центрального Телевидения). Ансамбль был основан Вячеславом Валериановичем Мещериным в 1956 году. На протяжении многих лет он был музыкальным руководителем и дирижёром этого уникального коллектива; сочинял оригинальные аранжировки на популярные музыкальные темы; исполнял партии на различных электропиано и синтезаторах. Мещеринский ансамбль во многом был не только новаторским в своём излюбленном жанре лёгкой музыки, но и вообще достаточно пионерским, первопроходческим в отношении всей зарождавшейся электронной музыки и вокально-инструментального движения. На Западе стиль, в котором играл ансамбль Мещерина, называли «Space age pop». Первые записи коллектива «Инструментальный ансамбль под управлением В.В. Мещерина» с известной в ту эпоху советской певицей Геленой Великановой датированы 1955 годом. А уже через год Мещерин обнаруживает во МХАТе ненужный там гармониум, находит где-то американский «Хаммонд», электроорган, электрогитары, собирает найденное в Дом звукозаписи, и с энтузиастами на общественных началах начинает репетировать по ночам, превращая свой коллектив в ансамбль электромузыкальных инструментов. Результатом этой работы стала знаменитая музыкальная подложка к русским титрам бразильского фильма A estrada (Ronda da morte) - 1955 - Mayra Filmes, Brasil режиссёра Oswaldo Sampaio, вышедшего в советский кинопрокат под названием «Там, где кончается асфальт» в июне 1961 года. В 1962 году этот мотив превратился в «Песню о шофёре» из фильма «Там, где кончается асфальт» в исполнении Олега Анофриева в сопровождении ансамбля электромузыкальных инструментов под управлением В.В. Мещерина. В 1957 году в студии Дома Звукозаписи была осуществлена первая запись ансамбля электромузыкальных инструментов. Во время проведения Фестиваль молодёжи и студентов в Москве с солисткой Ниной Дордой ансамбль записал песню «Фестивальные огни». В прессе начинается критика необычного ансамбля, особенно усердствуют фельетонисты: «Мещерин включит утюг, и из него зазвучит первый концерт Чайковского...». В 1958 году коллектив Мещерякова был легализован при Гостелерадио СССР «в целях создания необходимых условий, обеспечивающих возможность осуществления экспериментальных работ по использованию электромузыкальных инструментов в радио- и телепередачах, а также магнитофонных записях». В 1959 году ансамбль записал «неземную» музыку для театрального спектакля «Малыш с Марса» и фильма «Небо зовёт». Репертуар Ансамбля электромузыкальных инструментов был широк и разнообразен. В него входили вальсы и польки, классика, народные мелодии, сочинения советских композиторов уровня Дмитрия Шостаковича, Георгия Свиридова, Александры Пахмутовой. Названия композиций радуют взор своей незамутнённой трогательностью - «По дороге в школу», «Танцуем шейк», «На даче», «На пляже», «Как заяц лису перехитрил», «Танец пингвинов», «Упрямый робот»...

Вячеслав Валерианович Мещерин (30.06.1923г., г. Москва - 06.10.1995г., г. Москва) - советский музыкант, композитор, дирижёр, руководитель Ансамбля электромузыкальных инструментов (1957-1990). Народный артист РСФСР (1983).

Иллюстрации:
В.Мещерин

P. S.:

Любопытные факты о Вячеславе Мещерине - Арсенал ансамбля электромузыкальных инструментов под управлением Вячеслава Мещерина поражал многих кто сотрудничал с этим коллективом. Кроме привычных барабанов, вибрафона, скрипки и банджо, здесь были терменвокс, экводин, электроорган, электрогитара, электробаян, электророяль, электроарфа, электроконтрабас. Многие инструменты совершенствовали и дорабатывали сами исполнители. В 1965 году по инициативе Вячеслава Мещерина на базе Муромского завода радиоизмерительных приборов начался выпуск органолы «Юность» и синтезатора «Аэлита». Вячеслав Мещерин первым в СССР применил способ фиксации музыки через микшерский пульт безмикрофонным способом и создал эффект эха при помощи самодельного ревербератора. В 1961 году его ансамбль записал фантазию по мотивам эстонских народных мелодий «На колхозной птицеферме», которая была увековечена в шестом выпуске мультфильма «Ну, погоди !».