В тайге, за синим камнем - (исп.: А.Аугшкап, А.Борзунов, Е.Королёва, М.Лобанов, В.Ильин), (Зап.: 1985г.)

 
Радиопостановка подготовленная Радиостанцией «Юность» к 20-летию со Дня пуска железнодорожной магистрали Абакан-Тайшет.

Железнодорожная магистраль Абакан-Тайшет - «Трасса мужества» - железная дорога, строившаяся в 1958-1965 гг. на территории Красноярского края, Хакасской автономной и Иркутской областей как продолжение железной дороги Новокузнецк - Абакан, построенной в 1949-1950 гг. Километраж начинается от станции Новокузнецк и заканчивается на станции Тайшет. Строительство дороги Абакан - Тайшет на XII съезде ВЛКСМ в 1954 году было объявлено Ударной комсомольской стройкой. На строительство железной дороги прибыло около 35000 комсомольцев-добровольцев с комсомольскими путёвками и молодёжь со всего Советского Союза. За самоотверженный труд сотни строителей «трассы мужества» были награждены правительственными и ведомственными наградами. Всего орденами и медалями было награждено 745 строителей. По завершении стройки министерство транспортного строительства СССР и ЦК профсоюза работников транспорта учредили памятный значок «Абакан-Тайшет» и вручили его 25000 лучшим строителям. Он стал первой в жизни наградой для многих тысяч самоотверженных молодых людей, прошедших при строительстве этой магистрали «школу жизни».

Железная дорога пересекает горы, используя по большей части долины рек, вьющихся меж отрогами. Поднимаясь на перевалы, дорога петляет серпантинами. Линия пересекает множество мелких ручьев и речушек и такие крупные реки, как Енисей, Абакан, Туба, Мана, Агул, Бирюса. Строителям предстояло перебросить через пропасти 3-х высоких виадука, а через реки, речки и речушки - 258 мостов и мостиков. Дорога пересекает малые хребты, отроги, ответвления Саяна под названиями: Манское, Кутурчинское, Идарское и Канское белогорья (белогорьями в местных краях называют такие горные хребты, на которых летом держится снег). Для прокладки линии Абакан-Тайшет пришлось пробить в горах 9-ть тоннелей. Сооружение тоннелей было поручено двум коллективам метростроевцев - тоннельотрядам №1 и №2. Первый их них пробивал 7 тоннелей: Козинский, Каспинский, Кордонский, Кизирский и 3 Джебских. Второй - лишь 2 тоннеля: Крольский и Манский. Однако, ему на помощь была направлена еще спецколонна № 98, т.к. они были самыми длинными на трассе. Общая длина 9 тоннелей составляет более 10 км, самый крупный из них - Манский - протяжённостью 2487 метров.
_________________________

Действующие лица и исполнители:
От автора / Лучинецкий - Агрий Р. Аугшкап;
Артемьев, попутчик в поезде - Алексей А. Борзунов;
Маша Приходько - Елена Г. Королёва;
Веня - Михаил А. Лобанов;
Савостин - Владимир Л. Ильин.

Иллюстрации:
различные участки строительства ж/д дороги Абакан-Тайшет (1950-е гг.)