Сурков Алексей. Стихи и песни - (Зап.: 1974г.)

 
Запись предоставлена Николаем Кружковым,
историком, музыковедом, коллекционером, аудиореставратором,
автором интернет-проекта Виртуальная ретро фонотека
в рамках совместного проекта Старое Радио и AudioPedia
_____________________

Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи "Мелодия" - Алексей Сурков. Стихи и песни.

- (1) - Стихи о герое (читает автор);
- (2) - О нежности (читает автор);
- (3) - Шестой (читает автор);
- (4) - Солдаты (читает автор);
- (5) - Дорогая, хорошая, сердце моё (читает автор);
- (6) - От пушки на лугу косая тень (читает автор);
- (7) - Строки лирики (читает автор).

- (1) - Конармейская (музыка - Дмитрий и Даниил Покрасс ; стихи - А. Сурков), (исп.: Краснознаменный ансамбль, солист Б. Шапенко);
- (2) - Рано-раненько (музыка - М. Блантер ; стихи - А. Сурков), (исп.: Н. Обухова);
- (3) - Терская походная (музыка - Дмитрий и Даниил Покрасс ; стихи - А. Сурков), (исп.: Е. Максименко, Большой хор Всесоюзного Радио);
- (4) - В землянке (музыка - К. Листов ; стихи - А. Сурков), (исп.: Н. Тимченко);
- (5) - Сирень цветёт (музыка - С. Кац ; стихи - А. Сурков), (исп.: В. Селиванов, хор);
- (6) - На ветвях израненного тополя (музыка - С. Потоцкий ; стихи - А. Сурков), (исп.: Б. Чирков);
- (7) - Штурвальный с «Марата» (музыка - М. Блантер ; стихи А. Сурков), (исп.: Краснознаменный ансамбль).

Алексей Александрович Сурков (1 (13) октября 1899г., д. Середнево, Рыбинский уезд, Ярославская губ. - 14 июня 1983г., г. Москва) - советский поэт и литературный критик, общественный деятель, педагог. Журналист, военный корреспондент. Герой Социалистического Труда (1969). Лауреат двух Сталинских премий (1946, 1951). Батальонный комиссар (1941). Член ВКП(б) (1925). В 1918 году добровольцем ушёл в РККА, участник Гражданской войны и Польского похода. Служил до 1922 года пулемётчиком, конным разведчиком; участвовал в боях на Северо-Западном фронте и против крестьян-повстанцев Тамбовской губернии. По окончании гражданской войны вернулся в родную деревню. В 1922-1924 гг. работал избачом - работником избы-читальни в соседнем селе Волково, секретарём волостного исполнительного комитета, политпросветорганизатором, селькором в уездной газете. В 1924 году его стихи опубликовала газета «Правда». В 1934-1939 гг. преподавал в Редакционно-издательском институте и Литературном институте Союза писателей СССР; был заместителем редактора журнала «Литературная учёба», где работал под непосредственным руководством М. Горького. В 1941-1945 гг. был военным корреспондентом фронтовой газеты «Красноармейская правда» и спецкором газеты «Красная звезда», также работал в газете «Боевой натиск». Участвовал в обороне Москвы, воевал в Белоруссии. 27 ноября 1941 года под Истрой Сурков попал в окружение на командном пункте. Когда он смог всё-таки выбраться из землянки и добраться до своих, то вся его шинель оказалась посечённой осколками. Тогда он сказал: «Дальше штаба полка не сделал ни шага. Ни единого... А до смерти - четыре шага»; после этого оставалось только дописать: «До тебя мне дойти нелегко...» Вернувшись в Москву, он написал своё знаменитое стихотворение «В землянке» (вскоре ставшее популярной песней) и отослал его текст жене (которая тогда вместе с дочерью находилась в эвакуации в городе Чистополь). В 1945-1953 гг. - ответственный редактор журнала «Огонёк». С 1962 года - главный редактор «Краткой литературной энциклопедии». Член редколлегии «Библиотеки поэта». Выпустил полтора десятка поэтических сборников. Член Центральной ревизионной комиссии КПСС (1952-1956), кандидат в члены ЦК КПСС (1956-1966). Депутат Верховного Совета СССР (с 1954 г.) и ВС РСФСР. С 1949 года заместитель генерального секретаря, в 1953-1959 гг. - первый секретарь Союза писателей СССР.

Звукорежиссёр - . Фокина.
Редактор - . Грачёв.

Иллюстрации:
А.Сурков

P. S.:

Бывают поэты до того слитые с временем, что при одном лишь их упоминании время это тут же встаёт перед глазами. Алексей Сурков... И сразу в памяти возникает лицо одного из его героев - солдата, который смотрит на своё отражение а воде, не узнавая самого себя, поседевшего в боях сорок первого года. В нашей памяти возникают горящие деревни, развалины городов, горе и гнев народа. Сурков... Сама эта фамилия звучит для его старых читателей, как щелканье винтовочного затвора. В ту пору муза поэта (как ни странно звучит по отношению к Суркову этот старомодный образ) надолго поселилась в окопах. Она была запевалой гневных и суровых маршей а иногда в её глазах появлялось неожиданно мягкое выражение, и тогда рождались песни, облетавшие фронты от моря и до моря, вроде знаменитой «Землянки». Подлинная страсть бойца, жаркая ненависть к врагу, суровая нежность к людям трудовой судьбы - все это имело в жизни и творчестве поэта глубокие корни. Двенадцатилетним очутился Сурков «в чужих людях», впрягшись в вековечную лямку ярославского крестьянина-отходника. Приехал он с книжкой Некрасова, а вскоре стал читать многократно запрещавшуюся, но воскресавшую под новыми названиями большевистскую «Правду» и вырезать из неё задорные и едкие строки Демьяна Бедного. Великую Октябрьскую социалистическую революцию Сурков встречает уже большевиком. Осенью 1918 года он уходит в Красную Армию. Советский работник, комсомольский активист, журналист, Сурков прошел немалую школу жизни, прежде чем стать профессиональным литератором. Хотя его стихи печатались ещё со времён гражданской войны, поэт считает началом своего литературного творчества 1924 год, когда одно из его стихотворений впервые прозвучало со страниц «Правды». Героем своих стихов Сурков избрал человека, который «ходил в рядовых при большой революции», - «безымянного гвардейца восставшего класса» («Герой»). Значительной художественной зрелостью отмечен уже ряд его сравнительно ранних стихов о гражданской войне («О нежности»), Героев Суркова ведет в бой мечта о будущем, любовь к людям:
в драгунке ржавой,
На клинке,
Сквозь орудийный гром
Мы детям на Москве-реке
Тепло и жизнь несём.

Уже в этих стихотворениях, словно дуб в жёлуде, заложено многое из дальнейшего творчества поэта, особенно в годы Великой Отечественной войны, - и прямой, нескрываемый пафос ненависти к врагу, и реалистическое изображение тяжести войны, горечи потерь и разрушений, и в то же время высокий взлет лирики, когда у поэта, как у одного из его героев, «из глаз уходит блеск стальной». В очень личных и в то же время продольно обобщенных строфах «Земляники» каждый читатель видел что-то своё, как разное видят солдаты, задумчиво глядящие на огонь, бьющийся в «тесной печурке». И человеческая душа, ведающая все опасности, которые ей грозят, тем не менее поёт, как гармоника, - «вьюге назло»; назло войне, назло смерти ! Когда-то Сурков писал о своих товарищах по гражданской войне, что они, даже погибая,
Как по цепи приказ в бою,
Передают по эстафете
Любовь и ненависть свою.

В годы войны с фашизмом он особенно остро почувствовал, что эта драгоценная эстафета в значительной степени доверена ему, «солдатскому поэту». Он стал похож на связиста, изображенного в его стихах, который бесконечное число раз «сращивает» разорванный осколками и пулями провод. И, благодаря этому, до нас из-за четвертьвековой дали доныне долетают гневный призыв, горячая клятва в верности долгу, наконец - глубоко интимные признания, с нежданной силой отдающиеся в миллионах сердец:
...Потеплела душа,
Подпевая струне на закате.
И грустя, и скорбя, и любя,
И томясь ожиданьем в разлуке,
Сердце воина слышит себя
В мимолетном серебряном звуке.

«Голос войны, как бы громок он ни был, - сказал однажды Сурков, - бессилен перед слабым человеческим голосом поэта, если этот голос окрылен любовью к жизни». После войны Сурков исколесил весь свет, с интересом наблюдая чужую жизнь, иные нравы и обычаи. Со свойственной ему бескомпромиссностью поэт, когда резко и зло, когда горько и печально, отмечает за рубежом то, что несовместимо с нашим образом жизни, с нашими идеалами. Особым теплом зато, овеяны многие его стихи о простом трудовом люде, его славных традициях, его достойных сыновьях. Словесная палитра Суркова сдержанна, подчёркнуто скуповата. Но тем красочней порой выделяются на этом приглушенном по краскам фоне внезапные, колючие искры юмора и глубоко эмоциональные живописные мазки. Так, говора о своём горьком деревенском детстве, Сурков обронил грустные и нежные строки:
...матери тихой несмелая ласка -
Как солнечный зайчик на черной стене.

И как много вдруг проглянуло за ними; и немеркнущая благодарность, и грусть, и сожаление о скудных радостях детства... Вслушайтесь же в эти стихи, в самый голос читающего их человека, который недаром в своё 70-ти летие был удостоен звания Героя Социалистического Труда за писательскую и общественную деятельность, и который, подобно одному из своих героев, за три войны «меду походного полной мерой хлебнул» ! - А. Турков -