Дойл Конан - Собака Баскервилей (Детский радиотеатр, Р.Плятт, Е.Велихов, реж. Н.Литвинов, 1957)

 
Код для вставки на сайт или в блог (HTML)
_______

Радиопостановка. Дата записи: 1957
_______


Действующие лица и исполнители

Шерлок Холмс - Плятт Ростислав
Доктор Ватсон - Велихов Евгений
Сэр Генри Баскервиль - Ларионов Всеволод
Доктор Мортимер - Цейц Сергей
Бэрримор, слуга сэра Генри - Кремлев Андрей
Элиза, его жена - Кирсанова Ксения
Стэплтон - Александрович Николай
Берил Степлтон - Маратова Людмила
Мальчик - Князева Лидия
Начальник почтовой конторы - Тобиас Феликс
Его сын - Горюнова Анна
Лаура Лайонс - Елисеева Антонина
Кэбмен - Пирогов Леонид

Звукоподражатель - Хржановский Юрий
Автор музыки - Зив Михаил
Оркестр под управлением Ширинского Василия.
Автор: Артур Конан Дойл
Редактор передачи: М Краковская
Автор инсценировки: Марта Гумилевская
Режиссер: Николай Литвинов (на фото)
_______


Аннотация ГТРФ

В графстве Девоншир ходят слухи о проклятии рода Баскервилей, говорят о страшной собаке с торфяных болот, которая является виновницей таинственных смертей. При загадочных обстоятельствах погибает хозяин поместья - сэр Чарльз. Из Канады приезжает его наследник, последний из рода Баскервилей - сэр Генри. Но его жизнь тоже в опасности, ведь, как выясняет знаменитый сыщик Шерлок Холмс, сэр Генри не единственный претендент на наследство...
_______

Плятт Р. Я. Без эпилога / Ред. Б. М. Поюровский. М.: Искусство, 1991. 174 с.
О чтении, голосовом гриме и радио

Началась эра магнитофона. Возможность записываться и прослушивать себя принесла нам, актерам, не только массу радостей, но еще больше огорчений, так как слишком много несовершенств — речевых, дикционных и прочих — открылось в исполнении даже у самых маститых исполнителей. Но, конечно, помощь магнитофона трудно переоценить. Вспоминаю, как бился я над поисками голоса Холмса для передачи «Собака Баскервилей» по знаменитому рассказу Конан Дойла. Ведь это же был как-никак сам Шерлок Холмс, популярный образ для моих юных, да и не только юных радиослушателей. Получалось так, что «не шел» Холмсу мой собственный голос глуховато-баритонального тембра. Всем нам, участникам передачи, казалось, что голос Холмса, скорее, высокий, металлический, иногда с пронзительными нотами; манера говорить очень собранная, точная, резкая — словом, не моя. Запишем на магнитофон, послушаем — не то! Текст хорошо разобран, мысли ясны, наметились интересные куски, все мы как-то уже зажили своими ролями, пора плыть к финишу, а у меня все еще не найден «звуковой» Холмс. Нужно ли говорить, как помогает в таких случаях саморевизия. Слушаю себя и чувствую: неорганично, «деланье» голоса, а из данной роли нельзя просто взять резкую звуковую характерность, это допустимо в роли с меньшим количеством текста, а тут — надоешь слушателю. Вот так пишем, стираем, опять пишем — от дубля к дублю. Наконец добрались до истины. В голосе у каждого человека есть свои естественные верхи и низы. Один и тот же человек может говорить и низким, и высоким голосом, но — своим, не наигрывая бас и не «петушась». В конце концов нашлось и в моем голосе нечто подходящее для Холмса.
А что наши поиски не были напрасными, доказывает такой, например, факт. Вторая серия «Собаки Баскервилей» начинается с длинного монолога Ватсона, а Холмс появляется много позже и неожиданно, причем никаких предварений, объясняющих, кто сейчас говорит, в передаче нет. И вот подходит ко мне как-то один из театральных оркестрантов, любитель наших детских передач, и рассказывает, что вчера у них дома слушали вторую серию знаменитого рассказа. Его сын, пятнадцатилетний мальчик, с первых же слов Ватсона закричал: «Ой, совсем не то, не похож!» — имея в виду Холмса и думая, что уж, конечно, с его слов начнется такая передача. А когда зазвучали мои первые реплики, сразу последовал крик: «Он! Он!» Это и было мне наградой за поиски. С удовольствием выслушав эту эмоциональную рецензию, я лишний раз подумал об огромной пользе магнитофона.
Или другой пример. Мы много бились еще над такой звуковой окраской для Холмса — чирканье спичкой и закуривание трубки, без которой Холмса представить невозможно. Я в жизни трубку не курю, но специально купил себе маленькую трубочку, которая не затрудняла бы губы и вместе с тем, вложенная в рот нужным образом, слегка «засоряла» бы звук в требуемых местах. А звук зажигаемой у микрофона спички найти было уже легко. Вначале мы немного переборщили, рассовав «курительные» звуки куда надо и куда не надо, но потом опомнились и оставили их в трех-четырех местах в моменты, подчеркивающие раздумья Холмса: слышно чирканье спички, характерный губной звук — посасывание мундштука, выпускание дыма, пауза и текст. Мелочь, кажется, но с ней пришлось долго возиться.
Конечно, про эту первую передачу можно сказать, что и просто прочтенная, без всяких ухищрений, она все равно представила бы интерес за счет фабулы, так что к чему все наши «изобретательства»… Но «хозяином» передачи был Николай Литвинов, понимающий прелесть театрализации вещи на радио, и поэтому «Собака Баскервилей» делалась именно как радиоспектакль, со всеми атрибутами жанра.

(Прислал Александр Орлов)
_______


Подготовлено Подкастом Старого Радио