Лесков Н. - Очарованный странник - (глава 13), (читает Антон Шварц), (Зап.: 1946г.)

 
Очарованный странник - Повесть, 1873 год; цикл «Праведники»

Впервые - «Русский мир», 1873, 8 августа - 19 сентября, под заглавием «Очарованный странник, его жизнь, опыты, мнения и приключения. Рассказ. Посвящается Сергею Егоровичу Кушелеву». Первоначальное название «Черноземный Телемак». Жанр этого произведения Лесков определял как рассказ. Большинство советских литературоведов считают его повестью. Лесков не видел резких границ между жанрами. Повести и рассказы свои он часто называл очерками. Для него главнейшим принципом являлась художественность («искусность»). Защищая свою повесть от несправедливой критики, он писал: «...нельзя от картин требовать того, что Вы требуете. Это жанр, а жанр надо брать на одну мерку: искусен он или нет. Какие же тут проводить направления? Этак оно обратится в ярмо для искусства и удавит его, как быка давит веревка, привязанная к колесу».

Многое повидал и много где побывал за свою жизнь Иван Северьянович Флягин. Беззаботным крепостным мальчишкой, форейтором на барской шестерке начал он свой трудовой путь. Именно тогда «потешная» затея Ивана вылилась смертью незнакомого ему человека. И последующее явление во сне покойника напророчило мальчику много зла в будущей жизни.
________________________

Антон Исаакович Шварц (24 января (5 февраля) 1896г., г. Екатеринодар - 21 февраля 1954 г., г. Ленинград) - советский артист эстрады, мастер художественного слова, декламатор. Заслуженный артист РСФСР (1947). Лауреат Первого Всесоюзного конкурса мастеров художественного слова (1937).
________________________

Николай Семёнович Лесков (4 [16] февраля 1831г., с. Горохово, Орловская губ. - 21 февраля [5 марта] 1895г., г. Санкт-Петербург) - русский писатель, публицист, литературный критик. Долгое время публиковался под псевдонимом Стебни́цкий. В отличие от других крупных русских писателей своего времени, не принадлежал к столбовому дворянству; в сфере его интересов находились иные сословия. В лесковской прозе отразились традиции как духовенства (житийные мотивы, церковная книжность), так и мещанства (авантюрные сюжеты, лубочная культура). Часто работая в технике сказа, придавал большое значение нюансам интонации, установке на непридуманность рассказанного, избегал простановки однозначных оценок. В своих произведениях создал обширную галерею праведников из народа.

Иллюстрации:
А.Шварц
Н.Лесков