Из истории музыкальных «превращений» - (вед.: ??)

 
1944 год начался с события, никак не связанного с войной, однако имевшее важное политическое значение. В ночь на 1 января 1944 года в исполнении Образцово-показательного оркестра НКО СССР под управлением С. Чернецкого и Краснознаменного Ансамбля под управлением А.В. Александрова впервые по Всесоюзному радио прозвучал Гимн СССР, созданный в 1943 году. «Интернационал», который был гимном СССР прежде, стал официальным гимном ВКП(б). В новой песне, теперь вполне отвечавшей определению государственного Гимна СССР, пелось уже не о мировом пожаре, а о стране, её людях, их достижениях, их настоящих и будущих победах.

В 1942 году Иосиф Виссарионович Сталин принял решение отказаться от ставшего к тому времени привычным гимна страны - «Интернационала». Создание нового гимна было поручено специальной комиссии во главе с Климом Ворошиловым. Так прошёл целый год, а дело так и не сдвинулось. В сентябре 1943 года Ворошилов докладывал И.В. Сталину: «Нами прослушано 55 вариантов музыки, их написали 40 композиторов, среди них Глиэр, Шостакович, Хачатурян, Кабалевский, Хренников, Александров, Дунаевский и другие. К сожалению, невзирая на обилие вариантов, ни один из них для Гимна СССР непригоден. 50 поэтов написали 87 различных текстов Гимна, некоторые представили по нескольку вариантов, например Алымов сочинил 6, Кирсанов - 11. Лебедев-Кумач - 5, Михалков - 4 варианта. Но ни один из них не может быть принят...» Сталин понял, что дело надо брать в свои руки и начал лично знакомиться с текстами и музыкой. В 1943 году на сочинение нового гимна СССР был объявлен конкурс, в котором участвовало более сотни соискателей. К написанию музыки были привлечены ведущие композиторы Советского Союза. Варианты гимна подавались на конкурс в виде партитур, которые оперативно разучивались и исполнялись перед членами комиссии. Жюри прослушало более 200 гимнов, в итоге почти все они оказались забракованы. Примерно 15-ть гимнов, включая варианты Александрова, Шостаковича, Хачатуряна и Прокофьева допустили к прослушиванию в Большом Театре. Некоторые авторы писали сразу для оркестра, поэтому на последнем этапе к работе подключился оркестр Большого Театра под управлением Мелик-Пашаева. Последний этап прослушивания был закрытым. В зал театра никто не допускался, там находилась только охрана. В ложе сидели члены правительства во главе со Сталиным и Ворошиловым. Всем было хорошо известно, что Сталин любил «Гимн партии большевиков», считал эту песню очень удачной. К моменту проведения конкурса песня была хорошо известна и звучала знакомо. Поэтому сразу было понятно, кто вероятнее всего станет победителем, тем не менее регламент конкурса был полностью выдержан.
А дело решил случай. В качестве версии Гимна А. Александров представил на конкурс одну из своих мелодий («Песню о партии») с новым текстом. По аналогии было бы справедливо предположить, что в данном случае текст на музыку А. Александрова напишет В. Лебедев-Кумач. Однако В. Лебедев-Кумач отказался от участия в конкурсе на написание нового варианта слов для уже известной песни. Тогда новый текст на мелодию Александрова написал вчерашний детский поэт, а ныне военный корреспондент небольшой армейской газеты Сергей Михалков (у которого комиссия к тому моменту забраковала четыре текста гимна) совместно со своим другом Габриэлем Урикляном, тоже армейским корреспондентом, писавшим под псевдонимом Эль-Регистан. Работать с текстом на музыку «Гимна партии большевиков» Сталину было легко и приятно. Сталин вызвал с фронта Михалкова и Эль-Регистана (они работали в гостинице «Москва», где остановился Регистан) и попросил переделать несколько строк будущего гимна. К примеру вместо «Свободных народов союз благородный» следовало петь «Союз нерушимый...». Кроме того, Сталин попросил поэтов сочинить новые куплеты, после чего своей рукой поправил запятые, предварительно уточнив у авторов, не возражают ли они против этого. Сталин любил музыку и почувствовал изначальную матросскую сущность мелодии Александрова. «Что такое играют эти музыканты ? Как будто большой корабль борется с волнами и никак не может их преодолеть» - образно высказался Сталин, обращаясь к автору музыки. Александров объяснял: «Товарищ Сталин, оркестровку делал мой учитель, композитор Василенко, он расставил акценты на слабых долях такта, вот и кажется, что волны сильнее корабля. Надо, чтобы кто-то другой сделал новую оркестровку». И лишь вариант инструментовки гимна, выполненный Дмитрием Рогаль-Левицким, понравился Сталину.