Рождественский Р. - Ливень - (стихи), (читает автор)

 
Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи "Мелодия" - Советский поэт Роберт Рождественский читает свои стихи -
- Всё начинается с любви.
- Что же такое мы ?
- Сердце.
- Долги.
- Баллада о зенитчицах.
- Ливень.
- Радиус действия.
- Как детство, ночь обнажена.
- Вслушайтесь ! Вглядитесь !
- Интересуешься искусством ?
- Взял билет до станции...
- Гитара ахала, подрагивала, тенькала...
- Баллада о телефонных звонках.
- Сказка о медных трубах.
- Сказка о кузнеце, укравшем лошадь.
- Ксении.
- Горбуша в сентябре.
- Разговор о снеге.
- В день поэзии.
- Главы из поэмы «Посвящение».

Роберт Иванович Рождественский (наст. отчество и фамилия - Роберт Станиславович Петкевич) (20.06.1932г., с. Косиха, Западно-Сибирский край (ныне - Алтайский край) - 19.08.1994г., г. Москва) - советский и российский поэт и переводчик, автор песен. Один из ярких представителей эпохи «шестидесятников». Лауреат Премии Ленинского комсомола и Государственной премии СССР.

Звукорежиссёр - Л. Должников.
Редактор - Б. Лозинская.

Иллюстрации:
Р.Рожденственский

P. S.:

Год работы в поэзии должен, вероятно, засчитываться за два; накал эмоциональной жизни и - как точно установлено учеными - повышенная плотность информации на одну строку текста требует от автора частых, и значительных душевных перегрузок. Можно не только в шутку предположить, что, не выдерживая долго такие перегрузки, некоторые поэты с годами уходят в прозу. Но даже если считать год за год, то и тогда четверть века работы в поэзии - это много. Очень много. Слушая стихи, написанные в разные годы, убеждаешься, как, меняясь со временем, Роберт Рождественский остается самим собой, хранит верность тому, что было заявлено еще в ранних его стихах. Внутренняя цельность, устойчивость нравственных ориентиров - самое приметное качество его творческого движения. В последние годы многие поэты громко затосковали о тишине, величая её подчас с большой буквы и видя в ней единственную для людей XX века возможность сосредоточиться, заглянуть в себя. Рождественский же убежден, что счастье человека не в тишине, не в отрешенности от тревожных и неостановимых ритмов эпохи, а в борьбе, в непокое, в стремлении уловить пульс времени. Лишь те по душе ему, кто «дышит громко, смеется громко, любит громко и шепчет громко». Вслушайтесь в стихотворение «Ксении», и вы поймете смысл этого парадоксального сочетания; шепчет громко. Восприятие мира в его внешней пестроте и глубинных внутренних связях родило великолепные «врезки» в поэму «Посвящение», характеризующие тот многосложный мир, над которым пролетает космический корабль. Можно сказать, что если некоторых поэтов бесконечно волнует неспешно планирующий кленовый лист, то Рождественского - лист газетный, шум планеты, рвущийся с телевизионного экрана, «озноб телетайпных лент». Конечно, нелепо противопоставлять одно другому, отвергать одно во имя другого: жизнь богата и неисчерпаема. Но у rаждого художника есть тот главенствующий настрой, та душевная сосредоточенность, которые определяют его своеобразие, его место в кругу товарищей по профессии, по призванию. «Радар сердца» Рождественского очень чуток к внешним бурям, быстро реагирует на то, что попадает в поле его восприятия. Большинство его стихотворений рождено как бы внешним толчком: он воспламеняется больше от увиденного, чем накаляется исподволь, от внутренних раздумий. Но среди многообразных тем, привлекавших внимание поэта, хотелось бы особенно выделить тему верности павшим на Великой Отечественной. Начиная от написанного в 1962 году потрясающего «Реквиема» проходит в его стихах устойчивая, непрестанно пульсирующая тема памяти-верности, памяти-долга, памяти-напоминания, памяти-предостережения - и в «Балладе о красках», и в «Мамаевом кургане», и в «Балладе о зенитчицах». Верность тем героическим идеалам, что были завещаны павшими, неотрывна для него от постоянной борьбы против того, что мы именуем мещанством, - бездумной сытости, неискренности, приспособленчества, неверия в высокие порывы души. Поэт вообще любит полемику. Она отвечает его душе бойца, искренне увлеченного тем, чтобы отстоять истинное, развенчать ложное. Оспорить ошибочное. Полемический задор придает стихам энергию, вызывает к жизни иронию. предстающую в самом широком диапазон - от разящего памфлета до едва заметной улыбки, от сатирической реплики до забавного каламбура. Ирония и пафос - эти две крайние интонации раскаляют его поэзию, которая чуждается полутонов, полумер, получувств, опирается на романтическую размашистость жеста: «Нам тесно в клетке меридианов и параллелей». Стих Рождественского легко отличить по его гиперболам - свидетельству чувства страстного, собранного в луч, а не освещающего увиденное ровным светом. Начав свой путь как поэт юношества, он и спустя четверть века, став глубже, серьёзнее, остался поэтом, сохранившим юношескую порывистость и романтичность.
...Над землёй.
над огромной землёй
сердце моё,
сердце моё
взошло.

По характеру своего таланта Рождественский - поэт остро гражданственный, поэт, который убеждён, что поэтические строки «не затем накаляются, чтоб потом на них жарили глазуньи». Но этим не должна остаться незамеченной глубинная, менее броская сторона его таланта - лиризм, мягкость, а подчас и незащищенность души. К героике и иронии неизменно прибавляется непосредственность лирического высказывания - третье слагаемое его поэтического голоса. Даже когда его поэзия бывает по необходимости резкой и гневной, в ней есть неисчезающее свойство: она теплая, человечная: неизменно чувствуешь, что рядом с тобой не оратор, не пророк, а собеседник. Это сказывается даже во внешних приметах: у него много поэтических посланий, писем, обращений, словно ему нужно незамедлительно высказаться, выговориться, поделиться увиденным и пережитым с друзьями. Его таланту вообще свойственна в большой мере непосредственное, общительность, эмоциональность. Никогда не вставал он в позу поэтического витии, никогда не тщился казаться мудрее, тоньше или; одухотворённее, чем есть на самом деле; он открыто, доверчиво и честно делится тем, что заботит, сердит, радует, волнует его сегодня. А ведь дар быть естественным многого стоит: быть в поэзии естественным, самим собой куда труднее, придумать себе «положительного лирического героя». Во всех своих стихах и песнях Роберт Рождественский был и остается поэтом сегодняшнего времени, сегодняшних ритмов, сегодняшнего беспокойства. Но эта верность сегодняшнему служит самым надежным залогом долгожительства его поэзии. - А. Бочаров -