Тушнова В. - Стихи - (читает автор), (исп.: Людмила Касаткина), (Зап.: 1960-1978гг.)

 
Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи «Мелодия» - Свои стихи читает Вероника Тушнова. В исполнении Людмилы Касаткиной звучат три стихотворения поэтессы.

- (1) - «Раскаяние» (читает автор).
- (2) - «Синицы» (читает автор).
- (3) - «Стихи о дочери» (исп.: Людмила Касаткина).
- (4) - «Не отрекаются любя...» (исп.: Людмила Касаткина).
- (5) - «Я стучусь в твоё сердце...» (читает автор).
- (6) - «Я в снегу подтаявшем...» (читает автор).
- (7) - «Я желаю тебе добра...» (читает автор).
- (8) - «Счастливо и необъяснимо...» (читает автор).
- (9) - «Снегом одета, молчанием скована...» (читает автор).
- (10) - «Песенка («Если б я тебя забыла») (читает автор).
- (11) - «Вьюга» (читает автор).
- (12) - «Молодость, старость..» (читает автор).
- (13) - «Лес подступает к самому посёлку...» (читает автор).
- (14) - «Нынче утром шла я через рощу...» (читает автор).
- (15) - «Открываю томик одинокий...» (исп.: Людмила Касаткина).

Людмила Ивановна Касаткина (15.05.1925г., дер. Новое Село - 22.02.2012г., г. Москва) - советская и русская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1975). Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1976) и Премии Ленинского комсомола (1968).

Вероника Михайловна Тушнова (14 [27] марта 1911г., г. Казань - 7 июля 1965г., г. Москва) - советская поэтесса, переводчик. Член Союза писателей СССР (1946). Родилась в семье профессора микробиологии Казанского университета Михаила Павловича Тушнова и его жены, Александры, урожденной Постниковой, выпускницы Высших женских Бестужевских Курсов в Москве. В материалах Казанского литературного музея им. М. Горького и вышедшем в 2012 году в «Золотой серии поэзии» сборнике Тушновой «За это можно всё отдать», составителем которого являлась дочь поэтессы Наталья Розинская, утверждается, что Вероника Михайловна родилась 27 марта 1911 года. Клуб любителей поэзии Вероники Тушновой провёл исследование и нашёл выписку из метрической книги о её крещении в 1911 году. Эту дату подтвердила и дочь поэтессы Наталья Розинская. 1911 год рождения подтверждается также фактом того, что школу Тушнова закончила в 1928 году, в том же году поступила на медицинский факультет Казанского университета. Потом семья Тушновых переехала в Ленинград, и там Вероника училась в аспирантуре на кафедре гистологии в институте экспериментальной медицины. Её мужем стал психиатр Юрий Розинский. Весной 1941 года Тушнова поступила в Литературный институт, но поучиться на Тверском бульваре Тушновой не довелось. Считается, что в поэтессу Тушнову превратила Великая Отечественная война. С первых недель войны Тушнова стала врачом нейрохирургического госпиталя для раненых бойцов Красной Армии в родной Казани. В 1944 году в журнале «Новый мир» вышло её стихотворение «Хирург». В 1944 году Тушнова написала стихотворение «Не отрекаются, любя». Первый сборник стихов Тушновой - «Первая книга». В 1952 году вышла её поэма «Дорога на Клухор». На стихи Тушновой были написаны популярные песни - «Не отрекаются, любя», «А знаешь, всё ещё будет !..», «Сто часов счастья», и др..

Составитель - Лев Шилов.
Реставрация - Т. Бадеян.
Редактор - Т. Тарновская

Иллюстрации:
- Л.Касаткина
- В.Тушнова
- На конверте грампластинки портреты поэтесс В. Тушновой (Художник К. Кравченко) и М. Петровых (Художник М. Сарьян).

P. S.:

У Вероники Тушновой было не просто красивое - одухотворенное лицо. Оно останавливало внимание утонченной заостренностью черт, какой-то природной незащищенностью. Вдохновение делало его прекрасным. Поэтесса не изжила свой век, и в памяти знавших Веронику её облик останется вечно молодым. В лирике Тушновой часто мелькает слово «поздно». Многое в жизни приходило к ней с опозданием. Сначала она была медсестрой и врачом и только потом стала поэтом. Сравнительно поздно вышла её первая книга стихов. Медлило с приходом признание читателей. И любовь. Последняя любовь наполнившая душу надеждой и горечью подарившая ей «сто часов счастья». Тоже припозднилась, замешкалась где-то на трудных дорогах судьбы. Тушнова посягнула на тему любви уже зрелым, сложившимся поэтом. Как-то она призналась, что любит «и книги, и мысли и тёплый хлеб, и сырую землю, и нежные руки - т.е. окружающий её многомерный мир во всем его объёме. Стихи её населены людьми и зверьем, деревьями и цветами, снегопадами и грозами. Озвучены не только птичьими криками и шумом стихии. Но и трубными звуками электрички, пыхтением паровозика. А в центре такой насыщенной поэтической вселенной стоит современный человек с его «непомерными прихотями души». Так назвала сама поэтесса - не исключено. Что в полемическом задоре, - беспокойство человеческой мысли, способность мыслящего существа излучать внутренний свет и жар, общую нам всем жажду счастья и ответного тепла. «Вечное тепло земное»; тепло солнца, тепло домашнего очага, тепло слов - вот та неиссякаемая кладовая, из которой она черпала и могла бы ещё долго черпать вдохновение. Для неё и любовь была высоким градусом земного тепла, поддерживала и наполняла жизнь. В давнем споре, что лучше - любить или быть любимой, если уж два счастья в одни руки не даются, она героически отстаивала первое. Любить для поэтессы - значит жить, ежесекундно открывать всё сущее заново, дарить каждую находку своему избраннику, ничего не требуя взамен. Любовь и преображение души для неё неразрывны:

И сам ты не знаешь, сам ты не знаешь
Какую открыл светоносную залежь,
какое великое дал мне богатство...
За это тебе сторицей воздастся !

Поэтому тушновские строки «я желаю тебе добра», «не понимаю ревности», «не знаю обиды и гнева», «не умею требовать верности: нету, - значит, не заслужила» - не слова только, а самая суть ее чувства - чувства высокого накала и высшей обострённости. А как быть с пресловутой женской гордостью ? Разве она не страдает от такой однобокости ? Похоже, что нет. Лирическая героиня Тушновой любит не истукана - живого и, судя по рассеянным в стихах подробностям, стоящего, достойного человека. Рано ли, поздно ли, верит поэтесса, он откликнется на зов, «придёт совсем внезапно», и слишком долгое ожидание наконец-то будет вознаграждено. Если же нет... Пусть ему останется хотя бы добрая память о ней. Пока же идёт работа. Работе над собственным сердцем. Над собственной любовью. Над увертливым счастьем:
Это зря говорится,
что надо счастливой родиться.
Нужно только, чтоб сердце
не стыдилось над счастьем трудиться,
чтобы не было сердце
лениво, спесиво,
чтоб за малую малость
оно говорило «спасибо».

Согласна, что эти горячие строки несколько портит нотка назидательности. Надеюсь, что больше скажет слушателю поэтесса своими стихами, пронизанными живым трепетным чувством.