Васильев Б. - А зори здесь тихие - (исп.: И.Бортник, И.Ульянова, В.Шаповалов, Т.Жукова, З.Пыльнова, М.Полицеймако, Н.Шацкая, З.Славина, и др.), (полн. верс.), (Зап.: 1971г.)

 
Запись с грампластинки Всесоюзной студии звукозаписи «Мелодия» - Радиокомпозиция спектакля Московского театра драмы и комедии на Таганке по одноимённой повести советского писателя Бориса Васильева в постановке Юрия Любимова. Премьера спектакля состоялась на сцене театра «6» января 1971 года.

«А зори здесь тихие...» - Повесть, 1969 год

Из воспоминаний автора повести - писателя Бориса Васильева: «Я закончил эту повесть в апреле 1969-го, назвал её чудовищно («Весною, которой не было», это же придумать надо!), запечатал в конверт и послал в журнал «Юность». Дней через десять телефонный звонок поднял меня в шесть часов утра.
- Вы - автор повести ? Никому не давайте, мы ждем вас сегодня в редакции.
Я приехал, познакомился с Изидором Григорьевичем Винокуровым - это он звонил мне утром, - с Марией Лазаревной Озеровой и Борисом Николаевичем Полевым. От него я получил три замечания:
Заменить шмайссеры на автоматы.
Не еловое корневище, а еловый выворотень.
И, ради Бога, другое название !
Два замечания были пустяком, но с названием мы помучились.
- Не отпущу, пока название не придумаете, - сказал Полевой. - Повесть в печать надо отправлять, если хотим в августе её выпустить. От такого известия я вообще отключился. В августе!.. Что-то я жалобно вякал, Озерова писала все названия, приходящие в голову либо ей, либо Винокурову, поскольку я, повторяю, прочно выпал в осадок. Часа через два полного изнеможения возникла длинная пауза. Потом Изидор Григорьевич пробормотал:
- Зори. Зори здесь тихие... Нет, «А зори здесь тихие...» !
- Молодцы, - сказал Полевой, когда мы ввалились к нему с этим названием. - За всё в совокупности можно и коньячку выпить...»

В жизни случаются вещи жестокие и непонятные. В этой повести молодые девушки сталкиваются со смертью просто потому, что идёт война. Этих девушек, сам того не зная, ведёт на смерть мужчина. Он будет жалеть об этом до конца жизни. Это история о том, как девушки убивают и умирают вместо того, чтобы жить и давать жизнь. Это история о том, чего быть не должно.

Борис Львович Васильев (21.05.1924г., г. Смоленск - 11.03.2013г., г. Москва) - русский советский писатель и сценарист, лауреат Государственной премии СССР (1975) и Премии Президента РФ (2000). Член Союза писателей Москвы и Союза кинематографистов России. Участник Великой Отечественной войны. В 1946 году окончил инженерный факультет академии, работал испытателем колёсных и гусеничных машин на Урале. В 1952 году вступил в КПСС. Уволен в запас из рядов ВС СССР в 1954 году в воинском звании капитан-инженер. Литературным дебютом Васильева стала пьеса «Танкисты» (1954).
________________________

Действующие лица и исполнители:
Майор (товарищ 3-й) - Иван С. Бортник;
Марья Никифоровна - Инна И. Ульянова;
Старшина Васков - Виталий В. Шаповалов;
Галя Четвертак - Татьяна И. Жукова;
Соня Гурвич - Зоя В. Пыльнова;
Лиза Бричкина - Мария В. Полицеймако;
Женя Комелькова - Нина С. Шацкая;
Рита Осянина - Зинаида А. Славина;
Кирьянова - Виктория А. Радунская;
Соломон Гурвич - Готлиб М. Ронинсон.

Редактор - Наталья Кислова, Екатерина Г. Дыховичная.
Постановка - Юрий П. Любимов.
Художник - Давид Боровский.
Инсценировка - Б. Глаголин II (Глаголин-Гусев).
Звукорежиссёр - М. Киселёва.

Иллюстрации:
Б.Васильев

Р. S.:

- А.Гершкович. Театр на Таганке. - ...Сирена "воздушной тревоги" загоняет зрителей в зал как в бомбоубежище. Вход в него завешен куском жесткого брезента. Вы вынуждены нагнуть голову, касаясь грубой фактуры войны. Вы входите в театр, поклонившись. На пустой сцене стоит почти в натуральную величину дощатый кузов грузовика военных лет с номером на борту: "ИХ 16-06". Это единственная декорация художника театра Давида Боровского... Военный грузовик "ИХ 16-06" в спектакле "А зори здесь тихие..." был ёмкой и лаконичной метафорой войны. Образ этот поражал своей предельной простотой, выразительностью, сочетанием натуральности и театральной символики. Два часа без перерыва мы смотрели на сцену и удивлялись ее трансформации самыми простыми, лаконичными средствами. Немного воображения и откинутый борт грузовика превращает сценическую площадку в лесную поляну, в блиндаж, в походную баню. Вертикально подвешенные к колосникам борта "полуторки" станут в последней картине спектакля таинственными деревьями полутемного леса и закружатся, как живые, с девчатами в их посмертном вальсе. "А зори здесь тихие...", пожалуй, самый поэтический и гармоничный спектакль Любимова. Он объединил в нем ранее разрозненные стилевые начала - театр условный и психологический. В нем нет режиссерских излишеств, актер выступает в нем на равных правах с режиссером, творцом одной театральной действительности. Не случайно после этого спектакля заметно поутихли в критике разговоры о том, что Таганка, мол, театр сугубо режиссерский и большим актерам в нем, дескать, делать нечего. Любимовский рассказ о жёстокой войне был удивительно нежным и даже в чём-то интимным. На наших глазах одна за другой погибали милые девушки в солдатских гимнастерках трудным августом 1942 года, и режиссёр, избегая сантиментов, показывал противоестественность того, что заставило этих милых девчат браться не за свое дело и совершать подвиги. Продолжая линию "Павших и живых", Любимов и его актеры развенчивали миф о войне как о "Великом деянии". "Несчастна страна, которая нуждается в героях", - сказал однажды Б. Брехт. По существу, ту же мысль о бессмысленности многих жертв проводили в спектакле и таганковские актёры в "Зорях", вступая в подспудный спор с дешевым казенным оптимизмом, заявлявшим якобы от лица подданых: "Когда страна прикажет быть героем, у нас героем становится любой".